|
||||||
2 Экономика |
||||||
2.2.4 Завтра |
2.2.4.1 Россия уже имеет опыт реформ,
подобных проводимым сейчас в ЖКХ и энергетике. Приватизация промышленных
предприятий показала наивность и нежизнеспособность основной либеральной
концепции – падения розничных цен в результате конкуренции. Последствия
перехода энергогенерирующих мощностей в частные руки можно с высокой степенью
вероятности предсказать по итогам приватизации государственных предприятий всех
отраслей промышленности и сферы услуг:
- повышение розничных цен на энергию (в нефтяной отрасли при рыночных
отношениях и благоприятных мировых ценах бензин в России постоянно дорожает);
- отечественные и иностранные
инвестиции в энергетическую и любую другую отрасль делаются с единственной
целью – извлечение инвестором прибыли. Частный инвестор с полным правом
«выжмет» из конечного потребителя максимум экономической выгоды в соответствии
с рыночными законами. И ценой этой прибыли будет падение уровня жизни
большинства граждан – больше инвестору взять прибыль негде;
- начальная цена предприятий при продаже заведомо ниже их рыночной стоимости.
Государство не получит денежного эквивалента своей собственности, об этом
говорит весь опыт приватизации 90-х годов;
- приватизация и экономическая реформа практически уничтожила отечественное производство товаров
народного потребления. С производством тепловой и электрической энергии этого
произойти не может – люди вынуждены будут их покупать по любой цене. А при гарантированном сбыте только совесть или жесткий государственный
контроль (оплачиваемый, конечно, за счет граждан) может помешать производителю
повышать цены;
- долгосрочные вложения не выгодны инвесторам. Если у вложений длительный
срок окупаемости, а цена покупки невысока, инвестору выгоднее «выжать» из
предприятия остаточные ресурсы, этим окупить затраты и вывести прибыль из
страны, бросив предприятие в виде ветхого здания с отслужившим свой срок
оборудованием. В конечном итоге государству все равно придется по рыночным
ценам выкупать обратно и восстанавливать теплоцентрали и электростанции. Опыт
подобных мероприятий у России уже есть;
- перевод энергогенерирующих компаний на рыночную основу спровоцирует (как
и во всех добывающих отраслях) рост экспорта электроэнергии. Российским
потребителям придется на равных конкурировать с иностранными за тепло и
электричество. В современных условиях это возможно для очень узкого круга
граждан и небольшого количества предприятий. Государству придется вводить
заградительные барьеры на пути экспорта электроэнергии или согласиться с тем,
что в тепле и с электричеством останется только тот, кто может заплатить больше
иностранного покупателя.