|
||||||
2 Экономика |
||||||
2.3.2 Сегодня |
2.3.2.1 Либеральные реформы
вынуждают российские предприятия конкурировать с Западом по качеству, а с
Востоком по цене производимой продукции. Но высокая затратность российского
производства привела к известным результатам. Ликвидированы многие промышленные
предприятия, отраслевые КБ и НИИ. Простаивают
и устаревают производственные мощности, теряется квалификация персонала, отсутствуют средства
на обновление основных фондов и оплату труда работников. Это коснулось всех
отраслей экономики и привело к следующим последствиям:
- работники многих производственных
предприятий перешли в сферу услуг, покинули места жительства, живут случайными
заработками. Явления неуправляемой миграции из восточных и северных регионов
страны в центральные и южные приобрели массовый и неуправляемый характер;
- произошла деградация большинства
отраслей машиностроения. В сложившихся условиях многие предприятия не в
состоянии выполнить крупных производственных заказов собственными силами. Так,
руководство РАО «ЕС России» предполагает, что намеченное реформирование (плановая
ликвидация) этой структуры вызовет приток инвестиций в создаваемые вместо нее
энергогенерирующие компании. Эти инвестиции обеспечат финансирование заказов по
разработке и производству энергетического и электротехнического оборудования.
При этом отечественным машиностроительным предприятиям предлагается на равных
конкурировать с зарубежными транснациональными компаниями по цене готовой
продукции, срокам и объемам поставок;
- производство отечественных потребительских товаров практически
свернуто – они не выдерживают конкуренции с импортными по цене, а отечественное
машиностроение не в состоянии разработать и изготовить требуемое
производственное оборудование;
- производство высокотехнологичной
продукции (компьютеры, сотовые телефоны, сложные электронные приборы),
выполненной на отечественной элементной базе, отсутствует – дешевой элементной
базы в стране нет, как нет самого производства и персонала;
- продукция российского автомобилестроения давно стала темой анекдотов. В
советские грузовые и легковые автомобили были заложены конструктивные решения,
отвечающие российским требованиям по проходимости и работе в неблагоприятных
климатических условиях. Частично эти решения перешли в современное
автомобилестроение. Но серьезные замечания вызывают комфорт отечественных
автомобилей, короткий срок службы деталей, низкое качество сборки в целом. Это
– следствия низкого уровня конструкторских проработок, износа производственного
оборудования предприятий автопрома, недостатка квалифицированных трудовых
кадров. Плохое качество и малый срок службы материалов и деталей, применяемых в
автомобилестроении, вызваны аналогичными проблемами в металлургии.
- металлургия и химическая промышленность находятся в
схожем положении. Сейчас это экспортно-ориентированные отрасли. Низкий спрос на
внутреннем рынке стимулирует экспорт продукции, который может рассматриваться
одновременно как экспорт энергоресурсов. При производстве азотных удобрений
доля затрат на газ составляет около 60%, алюминий можно считать твердой
электроэнергией. Уходит в прошлое
преимущество отечественных химкомбинатов – низкая цена на готовую продукцию.
При выравнивании внутрироссийских и мировых цен на энергоресурсы стоимость
продукции зависит в основном от стоимости труда в процессе производства. Этим
объясняется то, что отечественные производители удобрений уже уступают свои
позиции странам Персидского залива и Северной Африки, где цены на природный газ
и заработная плата ниже российских показателей;
- на российском рынке преобладает иностранное производственное оборудование,
на покупку которого у предприятий не хватает собственных средств. Иностранные
банки предоставляют кредиты. Но выплата
процентов по кредитам – это изъятие средств из российской экономики. Отечественная промышленность попала в
полную финансовую и технологическую
зависимость от иностранных «друзей» и «партнеров».
2.3.2.2 Обновление основных фондов промышленных предприятий – задача
обеспечения экономической и военной безопасности России. Только после ее решения
у страны появятся перспективы развития.